Среда, 15.05.2024, 02:37Главная | Регистрация | Вход

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 312

Статистика

Каталог статей
Главная » Статьи » Искусство и культура

Икэбана - искусство аранжировки цветов
Икэбана (так по-японски называют аранжировку цветов) ведет начало со времен распространения буддизма в Японии. 

В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам.

Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции рикка стал падать. В настоящее время она считается устаревшей.

В XV в., во время сёгуната Асикага (1338-1573) появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токонома. Сюда стали ставить букеты более простых композиций В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки - нагэ-ирэ.

Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку согласно правилам цветы расставляются в вазе в "естественном виде". Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов.

В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки - морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.

Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, образует и третий - она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в ее аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны.

Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжелую металлическую подставку с игольчатыми стержнями, между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет должен гармонировать с обстановкой.

В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия - это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель - символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина - полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее, главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.

Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икэбане подчеркивается уникальность каждого цветка. "Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка", - говорил Ясунари Кавабата. Еще мастер икэбаны и чайной церемонии Рикю (1522-1591) тал японцев этому искусству. "В Японии и теперь, - говорил Кавабата, - во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок".

В японской системе аранжировки цветов, построенной основах дзэн, особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, ручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья - настоящее; бутоны, набухшие почки - будущее. Время года также имеет свою символику: весна - энергичные изгибы цветок; лето - распустившиеся лепестки, листья, стебли; осень - редко поставленные тонкие ветки; зима - оголенные ветки.

Букеты цветов и растений для японца - это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и дол-жизнь, сосна и омото (родея) - молодость и вечность, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир, хаботан (цветы капусты) хризантема, орхидея - радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) - разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэ-ри - индийская сирень или сару-ториибара - повой).

Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой - формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.

Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: "Нам стыдно за нашу скромную поделку".

Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икэбаны, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "ВиМ", 1996. - 400 с.: ил.

Категория: Искусство и культура | Добавил: geisha (04.05.2010)
Просмотров: 5818 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Kassiopeia  
1
"Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки" - это несколько не так, да и в разных школах допущение отхождения от канонов разное.
Впервые с икебаной я встретилась в Санкт-Петербурге, в питерском центре икебаны Согецу. Я давно хотела заняться этим японским искусством аранжировки. Новое учение потрясло меня - это нечто совершенно отличное от европейской флористики, это другой уровень мышления и созерцания природы.
Согецу - переводится Трава и Луна (гецу - месяц), название передает смысл тайной красоты луны, которая видна сквозь траву. Японцы выделяют два вида красоты - явную и тайную. Согецу показывает нам невыраженную, тонкую, потаенную красоту цветов. Конечно для овладения икебаной требуются годы и десятилетия. Но, пройдя обучение основным видам в пределах школы, можно постепенно двигаться дальше и творить что-то новое и отличное от стандартов. Икебана в исполнении европейцев, с того времени как это искусство стало доступно для Европы, претерпела значительные изменения. И хотя классические каноны все еще актуальны и необходимы для учения, современные специалисты могут позволить себе весьма большой взгляд на концепции их школы, их видение расширилось и совершенствуется.

Самая древняя и значимая - школа Икэнобо (существует с середины XV века), где по сей день очень долгое обучение. Звание профессора получают через 15-20 лет, практически учатся всю жизнь. Живший в Киото у озера (на японском это слово - ikenobo) священник храма, Роккакудо обучал составлению композиций других священников и был родоначальником этой школы.
Школа Икэнобо до сей поры культивирует старые стили в икебане, например, Рикка, использующийся как и раньше для торжеств и религиозных отправлений. Этому стилю свойственно величие, как и природе, которую он отражает: сосновые ветви в нём будут символом скал и камней, а белые хризантемы - текущих рек или небольших ручейков. Эта консервативная школа признаёт использование цветов лишь определенных видов и определенные методы для составления композиций.
Школа Охара появилась в конце XIX века. Япония, став более открытым государством, начала впитывать достижения других культур. Молодой Унсин Охара, увлечённый поиском нового, создал новый стиль, который сочетал прошлое с его традициями и настоящее с присущими ему новыми концепциями. Появившиеся новые цветы, контейнеры для цветов (вазы) привели к новому стилю – морибана (ландшафтный стиль). Цветы начали ставить в невысокие, широкие, плоские сосуды, что стало неотъемлемой частью многих школ икебаны. В школе Охара распространён и стиль хейка, называемый ещё нагеире. Он предполагает, что цветы ставят в высокие узкие вазы. Все композиции этой школы говорят о сезонных изменениях, процессе развития и красоте природы.
Софу Тэсигахара в Токио создал в 1927 году новую школу икебаны - "Согецу" (от слов "со" – трава и "гецу" - Луна"). В её аранжировках отражены современные тенденции оформления пространства, в котором обитает человек. В икебане этой школы применяются наряду с цветами и растениями, ткани, камни, пластик, металл и ряд других материалов. Икебаной украшены не только внутренние помещения, её ставят на городских улицах, в знаменитых японских парках, а также в метро.

У меня большой сборник фотографий икебаны разных школ, в том числе и некоторые мои учебные. Если напишите, где выложить их, я выложу)


1 Гала  
1
спасибо! Добавьте старинные иллюстрации икебаны, иллюстрации различных школ понесколько видов, современные фотоикебаны из Японии и из других стран.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |